Тюрьма на болоте, или Зачем жены декабристов построили в Забайкалье Дамскую улицу

Скульптура "Семья Трубецких" перед музеем декабристов

"В этом году мы отмечаем не только 200-летие восстания на Сенатской площади, но и другую памятную дату — 195 лет со дня перехода декабристов из Читы в Петровский Завод (прежнее название Петровска-Забайкальского — прим. ). А пришли они сюда 22 сентября 1830 года. Их был 71 человек. И конечно, их встречали все жители села, народ практически вывалил на улицу. Всем было интересно, что это за необычные каторжники, для которых специально построили отдельную тюрьму", — рассказывает директор Петровск-Забайкальского историко-краеведческого музея Светлана Номоконова.

На тот момент в селе уже существовала тюрьма, заключенные которой трудились на Петровском железоделательном и чугунолитейном заводе. Однако император Николай I опасался, что образованные декабристы смогут "разбудить мысль" у обычных каторжников, поэтому запретил им работать на заводе и жить вместе с простым людом. Комендант Нерчинских рудников и Петровского завода Станислав Лепарский определил место для строительства новой тюрьмы.

"Лепарский уже был в возрасте, у него болели ноги, и передвигался он верхом. Поднявшись на сопку, он увидел внизу красивый зеленый луг и решил: почему бы не построить здесь тюрьму? Приказ был исполнен, но никто из местных не осмелился сказать ему, что это болотистое место, где раньше было озеро. Декабристы писали, что тюрьма была похожа на стойло, и это действительно так. В камерах было сыро и темно", — отмечает Номоконова.

Ощущение стесненности и холода сопровождало их весь срок. По воспоминаниям, из углов каземата "дул ветер", стены "плакали влажностью", а земля под тюрьмой даже летом оставалась сырой. Тем не менее в этих суровых условиях началась новая страница истории маленького сибирского города — страница, в которой декабристы стали не просто заключенными, а настоящими просветителями и создателями культурной среды.

Хотя работать на заводе им было запрещено, без дела декабристы не оставались. Управляющий предприятием Арсеньев нередко обращался за советами к декабристу Константину Торсону и братьям Бестужевым — воспользоваться их инженерными знаниями. Но чаще всего ссыльные занимались тем же, чем и в Чите, — простой работой: зимой мололи зерно на мельнице, летом чистили дороги и рыли канавы.

А главной их миссией стало просвещение. В Петровском Заводе декабристы и их жены организовали школу, доступную всем желающим — детям рабочих, крестьян, местных купцов.

"Пишут, что их школа насчитывала до 90 учеников — больше, чем в Иркутской гимназии того времени, — подчеркивает Светлана Номоконова. — Для села с 2 тыс. жителей это был огромный, как бы сейчас сказали, культурный центр".

Кроме преподавания, декабристы продолжали заниматься чтением, музыкой, переводами и научной работой. Жены и родственники высылали им книги — особенно ценным стало поступление огромной библиотеки Муравьевых, насчитывавшей больше 3 тыс. томов.

Дом Ивана Горбачевского

Просветительскую инициативу декабристов отмечает и краевед, писатель из Петровска-Забайкальского Дмитрий Головин: "Если учитывать то, что они производили здесь различные научные работы, обучали детей, врачевали их и просвещали, то вклад их был очень значительный. Они понимали, что оказались здесь надолго, и пытались обустроить Петровский Завод как собственный дом".

Отдельная глава истории — жены декабристов. Еще в Чите они узнали о строительстве новой тюрьмы и смогли договориться с инженером, руководившим стройкой, об одновременном возведении домов для их семей.

"Формально женам разрешили жить вместе с мужьями в камерах. Но как в камеру взять ребенка? "Помилуйте, боженьки!" — вспоминает слова Лепарского Номоконова. — Поэтому жены и построили себе дома". Так выросла уникальная улица жен декабристов, которую позже назовут Дамской.

Женщины не только заботились о быте, но и поддерживали связь ссыльных с европейской частью России. Николай I запретил декабристам вести переписку, однако за их женами это право оставалось. Их письма, дневники, воспоминания стали "живым" архивом.

Они же первыми включились в благотворительность: лечили местных жителей лекарствами, которые готовил декабрист доктор Вольф, жертвовали деньги, помогали пережить засуху и голод.

"Кошелек жены декабриста Никиты Муравьева Александры был открыт для всех, — подчеркивает Номоконова. — Им запрещалось давать милостыню больше пяти рублей (на эту сумму в те годы можно было купить более пуда, то есть более 16,38 кг, говядины — прим. ), но даже эти ограничения они использовали на благо людей".

Несмотря на трудности, многие декабристы надеялись на милость и прощение царя. Но в 1833 году умер декабрист Александр Пестов — по словам исследователей, он получил заражение крови и скончался за три дня. Его смерть стала для его друзей неожиданностью и еще более укрепила их осознание, что они в Петровском Заводе надолго.

"Умирали здесь и дети, так называемые улыбки каторги, рождение которых вносило в жизнь декабристов действительно лучик света, лучик добра. Но, к сожалению, детская смертность тогда была высока. В нашем некрополе захоронены Иван Фонвизин (21.11.1832 — 18.12.1833), Ольга Муравьева (29.12.1830 — 27.04.1831), Александр Ивашев (08.04.1833 — 25.06.1834), Анна Анненкова (16.03.1829 — 06.06.1833)", — рассказывает Номоконова.

Могила Анны Анненковой

Значимой в Петровском Заводе стала и могила Александры Муравьевой. Множество эмоциональных потрясений подорвали ее здоровье, и в 1832 году она простудилась и после трехнедельной болезни умерла. После ее смерти декабристам наконец разрешили жить в домах вместе с женами.

Особой фигурой стал декабрист Иван Иванович Горбачевский. Отбыв наказание, он остался в Петровском Заводе и не уехал даже после амнистии. Прожив здесь 39 лет, он скончался в 1869 году. Сегодня в его доме музей, а само здание — памятник федерального значения. Похоронен Горбачевский был на местном кладбище, чуть поодаль от декабристского некрополя — на живописном месте с видом на собственный дом.

В 1839 году каторга завершилась, к началу 1840-х режим их ссылки смягчили. Некоторое время их каземат занимали другие каторжники, а вскоре здание сгорело. Казалось, что знаменитая тюрьма исчезла навсегда. Но позже выяснилось: местные жители успели растащить остатки палисада, ограждавшего каземат, чтобы построить заборы вокруг своих домов.

В начале 2000-х годов в Петровск-Забайкальский приезжал прямой потомок декабриста Ивана Якушкина, журналист и пресс-секретарь первого президента России Бориса Ельцина Дмитрий Якушкин. Услышав об уцелевших фрагментах, он предложил финансовую помощь для восстановления палисада.

"И вот наш земляк, художник Николай Полянский собрал в городских дворах фрагменты этого частокола. И сегодня воссозданный палисад как памятник установлен возле музея декабристов в доме Трубецких", — рассказал краевед Головин.

Фрагмент восстановленного палисада

Культурное наследие декабристов живо и сегодня. С 2016 года в городе организуют фестиваль "Во глубине сибирских руд". Председатель комитета культуры Петровск-Забайкальского района Наталья Горбушина рассказывает, что мероприятие начиналось как маленький фестиваль на 100 человек. Со временем он вырос до международного проекта, в этому году в нем приняли участие свыше 1,2 тыс. человек. В программе — историческая секция, художественный пленэр, конкурс костюма XIX века, а также конкурсы театральных миниатюр, хореографии, вокала, декоративно-прикладного искусства.

"Наш фестиваль декабристов как будто дал толчок для развития города. За девять лет, что мы проводим мероприятие, у нас открылись новые гостиницы, кафе, были заасфальтированы дороги. Также благодаря фестивалю мы выиграли Всероссийский конкурс исторических малых городов, получили 80 млн рублей федерального финансирования на благоустройство исторической части города. Также воссоздали пешеходную Дамскую улицу, построили макет каземата, открыли уличную сцену для проведения мероприятий", — отмечает Горбушина.

Декабристы прожили в Петровском Заводе девять лет, но вышло так, что их помнят уже два столетия. Они привнесли просвещение, гуманизм, культуру, уважение к знанию и труду. 

Петровск-Забайкальский расположен в 450 км от столицы Забайкальского края — Читы. Население — около 15 тыс. человек. Город занимает второе место в России по числу памятников декабристам после Санкт-Петербурга.

Анастасия Забелина 

Скульптура "Семья Трубецких" перед музеем декабристов "В этом году мы отмечаем не только 200-летие восстания на Сенатской площади, но и другую памятную дату — 195 лет со дня перехода декабристов из Читы в Петровский Завод (прежнее название Петровска-…