Роспись "Зодий небесный" Коломенского дворца царя Алексея Михайловича
Все мы хотя бы иногда вспоминаем гороскопы. Кто с юмором, кто всерьез, но точно знаем свой знак зодиака, а в конце декабря обычно интересуемся, под символом какого животного к нам спешит наступающий год. У ставших почти родными европейских "Козерогов" с "Водолеями" и китайских "драконов" с "кроликами" и "тиграми" тем не менее имеется масса конкурентов. Для желающих выбор широк — от гороскопа индейцев майя до древесного гороскопа друидов.
В последние же годы на просторах Всемирной электронной сети, в ее кириллическом сегменте становится все популярнее "славянский годослов" — гороскоп, претендующий на древнерусское происхождение. Любой поиск в интернете сразу выдаст "Русский гороскоп" (он же "Славянский гороскоп", "Славянский годослов", "Годослав" и т.п.) аж на 16 представителей восточноевропейской фауны.
Если верить китайскому астрологическому наследию, то 2026 год — год Огненной Лошади. Но если довериться "древнеславянскому гороскопу", то вместо копытного в новом году нас ждет клыкастый — Притаившийся Волк.
Вообще, довольно приятно вместо набивших оскомину "обезьян" и "буйволов" встретить нечто более родное — в "Славянском гороскопе" присутствуют и белочка с лосем, и лисичка с ежом. Есть даже жаба, почти лягушка-квакушка из детских сказок.
Смущает в этом гороскопе только одно — а насколько он историчен?
Следы использования античного зодиака нашими предками отыскать несложно. И эти следы уходят в глубокое Средневековье. Даже использование китайского гороскопа и годового цикла на русском языке можно проследить до рубежа прошлого и позапрошлого столетий.
Куда сложнее с поиском в минувших веках следов "Славянского гороскопа" — и, похоже, их просто нет.
Начнем с зодиака, и тут все наглядно и просто. Уходящий корнями еще к древним шумерам и вавилонянам, впервые на русском языке он упоминается аж в 1073 году. В "Изборнике великого князя Святослава Ярославича" — одной из древнейших рукописных книг, сохранившихся до наших дней — есть не только переведенные из византийских книг описания, но даже изображения ряда знаков зодиака. На этих страницах и современный человек без труда не только разглядит привычных "Козерога", "Рака", "Водолея", "Деву", "Овна" и "Стрельца", но и сможет прочитать их названия, написанные от руки почти тысячелетие назад!
До наших дней сохранилось около трех десятков экземпляров "Христианской топографии", византийской книги, переведенной и переписанной от руки на русском языке в XV–XVII веках. Это сочинение, традиционно приписываемое греческому купцу Козьме, плававшему в Индию 14 столетий назад, содержит подробное описание зодиакального круга с изображением знаков зодиака.
У нашего современника эти страницы древних рукописей вызовут удивление лишь тем, что Рак назван непривычно — "каркин". Но это всего лишь часто использовавшееся в церковнославянском языке дословное написание кириллицей греческого слова "рак". В остальном зодиак, нарисованный и описанный несколько веков назад, хорошо знаком и понятен нашему современнику.
Роспись на сундуке, конец XVIII - начало XIX века
Если же добавить, что росписи со знаками Ззодиака украшали Коломенский дворец царя Алексея Михайловича, то станет очевидно — все "Козероги", "Водолеи" и прочие "Овны" нам хорошо знакомы уже много столетий.
Китайский гороскоп в этом плане значительно моложе. Знакомство с традиционным календарем восточной страны в нашем государстве началось в XVIII столетии, когда на русском языке появились первые книги о Китае и китайцах. И к началу XX столетия образованная публика уже вполне интересовалась, какой же год наступает по восточному календарю. Например, ровно 120 лет назад в дальневосточных владениях Российской империи был отпечатан "Китайско-русский календарь на 31-й год Гуан-Сюй (1905)" с подробным описанием 12-летнего цикла и всех "животных знаков".
Но что же "Славянский гороскоп"? Были ли вообще у древних славян свои знаки годового цикла и тому подобные явления?
Да, были. Хотя, в отличие от античности и китайской древности — сохранивших обильное количество письменных источников, у славянского прошлого с этим сложнее. Но академическая наука, этнография и археология, накопила внушительный пласт знаний о том, как предки большинства населения России представляли свой календарь и "годовой круг".
Суть в том, что жизнь всех древних земледельцев была прочно привязана к годовому и месячному циклу — смена времен года ультимативно диктует характер и порядок сельскохозяйственных работ. Поэтому все без исключения древние земледельческие народы создали свой циклический календарь.
Но из того наследия славянских предков до наших дней дожило очень немногое — вспомним, что в современном русском языке даже названия большинства месяцев восходят к латыни. Januarius, februarius, martius — все они пришли к нам из Древнего Рима через Византию и христианское влияние на письменный русский язык.
Миниатюра "Месяц генварь..." из Сборника печатного с рукописным Месяцесловом, 1638 год
У тех славянских этносов, чей современный язык складывался не из письменной традиции, а из сельских говоров, сохранились дохристианские имена месяцев. Поэтому, например, в русском языке "февраль", а в украинском и белорусском — "лютый".
Археология дарит нам знания о древнеславянском календаре и для той эпохи, когда славяне еще не разделились на современные этносы. Когда еще было актуальным деление на полян, кривичей, вятичей и прочие племена.
В конце XIX веке на правом берегу Днепра, у села Ромашки Киевской губернии, там, где в глубокой древности обитали летописные поляне, был найден хорошо сохранившийся глиняный горшок. Его украшала сложная система знаков — самый настоящий древнеславянский "зодиак". Дюжина секций с уникальным рисунком в каждой. Схожие изображения позже были обнаружены археологами в ходе самых разных раскопок.
Цифра 12 понятна и безальтернативна для всех — от древних китайцев до древних славян. Ровно столько раз Луна обращается вокруг Земли в течение года.
По анализу археологов, у древних славян месяц, который мы зовем апрель, символизировался схематическим изображением плуга и вспаханной земли. Месяц, называемый нами августом, обозначался изображением колосьев зерна.
Словом, у древних славян свой календарь по типу зодиака был. Это бесспорно и очевидно. Но только ни археология, ни этнография, видимо, все же не знают про тот "Славянской годослов", который предлагается как аналог западных и восточных гороскопов.
Даже поверхностный анализ ныне популярного "Славянского гороскопа" приводит к выводу, что это фантазия современного человека, знавшего о славянском язычестве даже не из научных работ, а только из советской адаптации народных сказок.
Автор этого "Годослова", обладая живой фантазией, явно не был знаком с древнеславянскими наименованиями зверей. "Притаившийся Лют (Волк)" — это явно лютый волк из фольклора, знакомого всем советским детям. Но у наших древних предков волка называли иначе. Академическая этнография это хорошо знает и очень давно. Достаточно открыть многотомное издание позапрошлого столетия — "Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов".
Волк в древнеславянских говорах — "хорт". "Хорт с хортенятами", волк с волчатами — эти слова еще можно встретить в этнографических записях русского фольклора позапрошлого века. Да и знаменитый остров Хортица, цитадель запорожского казачества — происходит именно от "хорта".
Этих тонкостей, не попавших в советские адаптации древнерусского фольклора, автор "Славянского гороскопа" явно не знал. Зато он знал редкое древнеславянское название паука — "мизгирь". "Год Прядущего Мизгиря" присутствует в анализируемом гороскопе. Но только для владения термином "мизгирь" не надо знать сокровенные и древние тайны славянской космогонии, не надо и читать академические исследования — достаточно посмотреть советскую киносказку "Снегурочка" 1969 года. Там имя Мизгирь дано одному из главных отрицательных героев, происходя из популярной оперы Николая Римского-Корсакова "Снегурочка" по пьесе Александра Островского.
Вообще фантазия автора "Славянского гороскопа" забавна, но довольно проста и незатейлива. Если шершень, то жалящий. Если уж, то, конечно же, шипящий. Лис — крадущийся. А еж — свернувшийся. Но местами автор явно глумился над легковерной аудиторией. Читая про "год Бородатой Жабы", нельзя не вспомнить детское поверье, что появятся бородавки, если потрогать жабу…
Словом, модный в интернете "Славянский гороскоп" — это слишком интеллигентные фантазии, явно навеянные советскими детскими книжками и фильмами с адаптациями русского и славянского фольклора.
И что удивительно (или, наоборот, не удивительно) наша реальность знает примеры подобного — когда фантазии и мистификации на тему древности обретали немалую популярность. Даже "наше все" Александр Пушкин когда-то попадался на такое. Написанный им поэтический цикл "Песни западных славян" основывался на якобы фольклорных записях с Балкан — в реальности это было сочинение французского писателя Проспера Мериме, разбавившего чуточку реального фольклора морем буйной фантазии.
Тогда же в эпоху Пушкина в Восточной Европе и России была популярна "Краледворская рукопись", якобы сборник сказаний древних славян. В реальности "рукопись" была полностью сочинена в XIX веке двумя чешскими литераторами.
Есть и куда более свежие образцы подобного творчества. Например, в начале уже нашего, XXI столетия среди разнообразных гороскопов появился и набрал популярность "Годовой круг деревьев", тоже претендовавший на происхождение от древних славян.
Этот гороскоп тоже был вполне красив. Августу, на начало которого приходится день языческого бога Перуна, соответствовал дуб. Сентябрю — яблоня и рябина. Каждому месяцу — свое красивое дерево: верба, ольха, липа и т.д. Вот только весь этот "годовой круг" был полностью придуман двумя реконструкторами язычества. Дмитрий Гаврилов (помимо прочего, редактор газеты "Фантаст") и Станислав Ермаков (заодно автор пособия для лозоходцев) признались в этом на страницах своей книги 2009 года издания "Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря".
Как писали сами авторы: "Годовой круг деревьев — реконструкция, которая являет собою скорее дань моде, нежели имеет исторический или этнографический смысл… Восточнославянские народные обычаи вроде бы не дают оснований утверждать существование здесь каких-либо гороскопов, расчетов о качествах человека в зависимости от дня и времени рождения… Однако современный горожанин испытывает некую потребность в "гороскопе животных", "растительном гороскопе" и вообще в чем-то подобном. Но почему мы должны слепо заимствовать их?"
Авторы поясняли, что им просто хотелось иметь среди гороскопов не только иностранные заимствования, но и нечто свое, исконно славянское. В итоге они это свое частично нафантазировали, частично реконструировали на основе дошедших фольклорных традиций.
Судя по всему, "Славянский гороскоп" с его ужами, бородатыми жабами, лютыми волками и мизгирями — плод точно такой же фантазии. Фантазировать не грех. Так что если вы появились на свет, например, в 2000 году, то можете, применив упомянутый "годослов", смело считать, что родились в год Шипящего Ужа. А если вы вдруг родились в 1961 году, то можете на выбор считать, что появились на свет в год Белого Металлического Быка, а можете "по-славянски" — в год Жалящего Шершня. Но лучше считать, что родились в год полета Юрия Гагарина.
Историк Алексей Волынец
Роспись "Зодий небесный" Коломенского дворца царя Алексея Михайловича Все мы хотя бы иногда вспоминаем гороскопы. Кто с юмором, кто всерьез, но точно знаем свой знак зодиака, а в конце декабря обычно интересуемся, под символом какого животного к нам…