Александр Дрозденко: ключевая задача — это поддержание устойчивой работы промышленности
Ленинградская область на ПМЭФ-2025 заключила 34 инвестиционных соглашения на 740 млрд рублей. При этом, как отмечает губернатор региона Александр Дрозденко, более 90% соглашений не остаются на бумаге, а реализуются новыми производствами в регионе, по…
Ленинградская область на ПМЭФ-2025 заключила 34 инвестиционных соглашения на 740 млрд рублей. При этом, как отмечает губернатор региона Александр Дрозденко, более 90% соглашений не остаются на бумаге, а реализуются новыми производствами в регионе, поэтому впереди у области много работы. О том, какие новые проекты будут реализованы в 47 регионе, как перестраиваются товарные потоки на Балтике, как область сохраняет память о событиях давней истории и поддерживает героев современной истории, Александр Дрозденко рассказал в интервью на ПМЭФ.
— Александр Юрьевич, в Ленинградской области за последние годы реализован ряд крупных инфраструктурных проектов. Это новые мосты через Свирь, Волхов, строительство новых дорог. Как можно уже сейчас оценить эффект, который получила область, как улучшилась логистика, выросли ли перевозки? Какие еще остались "узкие места" по этой части? Планируются ли новые крупные транспортные стройки, помимо уже заявленных?
— Мосты через Свирь в Подпорожье и через Волхов в Киришах, которые мы ввели в 2023 и 2024 году, значительно повысили транспортную доступность региона. Это оказало положительное влияние на объем перевозок и транспортные потоки, подтвердило статус региона, как важнейшего логистического хаба России. Отмечу, что мост через Свирь стал одним из самых масштабных дорожных объектов Ленобласти, и старт движению по нему дал президент России Владимир Путин. Мы ввели этот мост раньше контрактных сроков на три года. Мост через Волхов, который обеспечивает стратегическую, экономическую безопасность города Киришей и всего 47-го региона, открыли на два года раньше срока.
Новые стройки будут. Сейчас ведутся работы на объектах, которые бурно развиваются в густонаселенных районах Ленинградской области, особенно в зоне агломерации с Санкт-Петербургом. Строятся обходы Мурино в створе Пискаревского и Гражданского проспектов Петербурга. Идут третий и четвертый этапы реконструкции Колтушского шоссе, два первых этапа, напомню, мы завершили зимой минувшего года. Также идет строительство транспортной развязки в Кудрово.
— Как будут дальше развиваться туристическая инфраструктура и объекты культурного наследия Старой Ладоги, древнейшей столицы Руси? Какие еще туристические локации планируется комплексно развивать?
— В соответствии с поручением Президента России о создании в Старой Ладоге общенационального культурно-туристического центра был сформирован Попечительский совет по развитию этой исторической территории. На состоявшемся недавно в Москве заседании совета с участием представителей федеральных ведомств, научного сообщества, Русской Православной Церкви и деловых кругов был рассмотрен и одобрен комплексный мастер-план преобразований. Документ предусматривает масштабные работы по сохранению и развитию исторического наследия первой столицы Руси.
Ключевое направление — завершение реставрации Староладожской крепости. Там предстоит восстановить оставшиеся элементы укреплений, а также провести работы на объектах Успенского и Никольского монастырей. Параллельно будем модернизировать инженерную инфраструктуру территории, это создаст условия для дальнейшего развития.
Особое внимание в плане уделено созданию современной музейной среды. Предусмотрено строительство нового фондохранилища и обустройство входной группы музея-крепости, что значительно улучшит условия для хранения и показа экспонатов. Планируем организовать там тематический парк, гостиничные комплексы и новые экскурсионные маршруты, чтобы по-новому раскрыть богатое историческое наследие этого уникального и важного для всех россиян места.
И, конечно, важным компонентом программы остаются масштабные археологические изыскания, которые помогут глубже изучить древнюю историю этого места. Напомню, что раскопки в Старой Ладоге ведутся с конца XVIII века, это был первый объект археологических раскопок в России, а экспедиция постоянно работает с 1973 года.
Также важное туристическое направление — другой наш исторический город, Тихвин. В этом году этот город стал столицей проекта "Серебряное ожерелье России", это знаковый статус. Проект "Серебряное ожерелье" охватывает 11 регионов Северо-Запада и направлен на продвижение туризма под единым брендом.
При поддержке правительства Ленинградской области в Тихвине разрабатываются новые экскурсионные маршруты, благоустраиваются общественные пространства и готовится программа культурных мероприятий. На улучшение инфраструктуры и продвижение туристического направления Тихвин получит 157 млн рублей из регионального и местного бюджетов. Сейчас мы ведем там подготовительные работы по реставрации двух знаковых объектов: старинной Церкви Тихвинской иконы Божией Матери "Крылечко" и усадьбы Лохвицких, где в будущем разместится музейный комплекс. Эти проекты позволят сохранить уникальное архитектурное наследие города.
— Недавно вы сообщали о развитии системы безопасности в порту Усть-Луга. Заложены ли специальные меры безопасности на новых объектах транспортной инфраструктуры? Предусматривается ли дополнительная защита для проектируемых объектов, например, для новой ветки железной дороги, которая пойдет вдоль границы с Эстонией и других объектов, расположенных рядом с границей?
— В конце мая мы с помощником президента РФ, председателем Морской коллегии Николаем Патрушевым обсудили в Усть-Луге вопросы развития портовой инфраструктуры, ее устойчивой и безопасной работы. Безопасность работы Усть-Луги, ключевого порта страны на Северо-Западе, стала одной из главных тем. Индия, Китай, Африка и Латинская Америка — не меньше чем полмира получают российские грузы, отправленные через терминалы Усть-Луги.
Но наш порт сейчас — еще и полигон для поиска и отработки уязвимостей в обеспечении безопасности. Она — в сокращении в четыре раза времени активации систем ПВО с момента обнаружения БПЛА; в оборудовании средствами электронной борьбы и водолазном досмотре судов. Здесь уже работают 18 операторов морских терминалов, все стивидоры выполняют требования по обеспечению транспортной безопасности в полном объеме. Активно ведется борьба с БЭК и БПЛА совместно с Росгвардией и Министерством обороны РФ.
Ленинградская область продолжит реализацию системных мер по защите критически важной инфраструктуры, включая расширение возможностей регионального оперативного штаба, развитие радиолокационного и телеметрического контроля, видеомониторинга и досмотра объектов — в тесной координации с федеральными ведомствами и отраслевыми структурами.
— Какие прогнозы по объемам перевозки грузов через порты Ленинградской области? Планируется ли создавать новые терминалы, для каких грузов? Не планирует ли Ленобласть развивать морские пассажирские перевозки?
— Балтика является главным хабом по перевалке удобрений — это груз, перевалка которого стабильно растет год от года в связи с высокой востребованностью российских удобрений на рынках Латинской Америки, Азии и Африки. В декабре прошлого года в порту Усть-Луга мы открыли первый в России терминал по перевалке жидкого аммиака "Порт Фавор". В перспективе — выход на полную мощность по перевалке удобрений — до 14 млн т в год.
Также "Ультрамар" завершил строительство второй очереди терминала по перевалке удобрений и иных сыпучих грузов. Мы ожидаем и восстановления контейнерной логистики, в частности, за счет проекта стивидорного холдинга Global Ports "Усть-Лужский контейнерный терминал" и планов по созданию контейнерного терминала "Ультрамар". Причем рост контейнерооборота возможен за счет всех направлений перевалки — это и экспорт, и импорт, и каботаж, а также за счет тенденции контейнеризации грузов: так, за последние два года перевалка готовых автомобилей перешла от ро-ро технологии к контейнерной.
Ожидаем также роста перевалки зерновых, масла и масличных. За счет проектов "Порт Высоцкий" и "Новотранс" в первом квартале 2025 года уже перевалено более 500 тыс. т зерна — нового для Балтики груза, перевалка которого началась в прошлом году. Среди проектов среднесрочной перспективы — морской терминал для перевалки готовой продукции крупнейшего газоперерабатывающего комплекса по производству не только сжиженного природного газа, но и сырья для производства полиэтилена, интегрированного в проект ОЭЗ "Усть-Луга". А также портовая инфраструктура — для доставки сырья на планируемый к реализации глиноземный завод компании "Русал".
Развития морских пассажирских перевозок в сфере транспортного обслуживания населения мы не планируем. Морской транспорт не имеет конкурентных преимуществ перед наземным: он слишком зависим от погодных, навигационных условий, на многих направлениях является сезонным, как правило, обладает меньшей скоростью и большей стоимостью доставки пассажира.
— Сейчас большое внимание уделяется отрасли по производству и применению БПЛА в различных сферах. Ленинградская область озвучивала свои планы и достижения в этом направлении, в том числе в сфере "народного" ВПК. Пускают ли в массовое производство разработки областных "кулибиных"? Сохраняются ли планы по созданию научно-производственного центра БПЛА в Ленобласти? Будете ли взаимодействовать в этом направлении с Санкт-Петербургом, который претендует на роль опорного пункта нацпроекта по БПЛА?
— Регион с 2024 года является участником нацпроекта "Беспилотные авиационные системы (БАС)", по которому будет поставлено 34 летательных аппарата для лесного комплекса. С этого года в рамках нового федерального проекта "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС" мы приступили к проработке вопросов связанных с определением маршрутной сети для эксплуатации БАС и мест размещения посадочных площадок. По окончании этой работы будем привлекать компании с соответствующей компетенцией для проектирования и строительства таких площадок.
В рамках Федерального проекта в 2029 году предусмотрено выделение из федерального бюджета субсидии на софинансирование расходных обязательств в объеме 210,1 млн рублей. В Ленинградской области действительно есть ряд организаций, которые наладили производство беспилотных летательных аппаратов, но говорить о массовом производстве и формировании новой отрасли для экономики региона пока рано.
— Во время запуска производства декоративных материалов для изготовления мебели Slotex в Ленинградской области президент России поинтересовался уровнем зарплат на предприятии. А какой уровень зарплат в реальном секторе экономики Ленобласти? Обеспечены ли ведущие областные промышленные предприятия заказами в полной мере, или им приходится сдерживать выработку? Есть ли иностранные заказы?
— На начало апреля, а это самая свежая цифра, средняя зарплата в Ленобласти по всем видам экономической деятельности составила около 90 тыс. рублей — 115,7% к аналогичному показателю марта 2024 года.
В реальном секторе зарплаты варьируются по отраслям. В среднем по обрабатывающей промышленности — 109,6 тыс. рублей, в сельском и лесном хозяйстве поменьше — 71,0 тыс. рублей, в строительстве — 98,6 тыс. рублей, на транспорте — 95,4 тыс. рублей.
Закрытие привычных европейских рынков сбыта и разрыв налаженных каналов поставок, естественно, сказались на работе промышленного комплекса Ленинградской области. Но нам удалось достаточно оперативно справиться с этой ситуацией.
Конечно, есть отрасли, на которые негативное влияние оказалось сильнее. Это, прежде всего, лесопромышленные и автопромышленные предприятия. Но и здесь есть позитивные изменения. Например, стабильно наращивает объемы компания "Лузалес" в Тихвине, работает и завод автокомпонентов ООО "Йура Корпорейшн Рус" в Ивангороде.
Две ключевые задачи для региона в настоящее время — это поддержание устойчивой работы промышленных предприятий, а также формирование и расширение товаропроводящих цепочек, чтобы дополнительные грузы пошли через наш регион. Это повысит конкурентоспособность региональных производителей и будет способствовать развитию всех участников логистической сферы.
Предприятия региона экспортируют продукцию самых различных отраслей: пищевые продукты, химию, стройматериалы. Есть широкая линейка мер поддержки областным компаниям активно выходить на новые внешние рынки.
— Как развиваются заявленные раньше крупные проекты в сфере агропрома? Удалось ли области вырастить свои плодовые сады, насколько они способны обеспечить потребности жителей региона в свежих фруктах? Несколько лет назад в Ленобласти было принято решение о сокращении объемов выращивания овощей в открытом грунте в пользу развития предприятий, которые производят тепличные культуры. Оправдала ли себя эта практика? Не планируется ли вернуться к выращиванию картофеля, в том числе собственной селекции, корнеплодов и капусты с учетом востребованности этой продукции?
— Ленинградская область — зона рискованного земледелия, растениеводство — не главный профиль АПК Ленобласти, но и нам в нашем сложном климате удается выращивать хороший урожай. При благоприятной погоде у нас урожайность пшеницы достигает 60 ц/га, рапса — 30 ц/га, а капусты — под 1000 ц/га. Это при том, что в советские годы за урожайность 300 ц/га давали звезду Героя Социалистического труда.
В регионе стремительными темпами развивается производство плодов и ягод. В Ленинградской области уже заложено 701 га садов, у нас сосредоточено порядка 60% всех промышленных садов Северо-Запада России. Сады закладываются в Лужском, Гатчинском, Ломоносовском и даже Подпорожском районах. Объем производства плодово-ягодных культур в 2024 году вырос на 54,5% и составил 1143 т, это на 403 т выше уровня 2023 года. Ежегодно мы увеличиваем процент обеспеченности региона плодово-ягодной продукцией местного производства.
Что касается защищенного грунта, то в Ленинградской области по итогам прошлого года площади тепличных комплексов увеличились на треть — на 33%, или на 18 га и достигли площади 71,5 га. Это произошло за счет инвестиционных проектов ООО "Круглый Год", ООО "Дары", ООО "Агро Альянс Север" по выращиванию томатов и зелени. Производство овощей защищенного грунта в 2024 году выросло на 9,7% — до 60,9 тыс. т.
Наш регион занимает первое место в России по выращиванию салата, пятое — по выращиванию цветов, шестое — по производству грибов. При этом мы развиваем растениеводство открытого грунта: картофель, капуста, свекла, морковь. Мы не просто производим картофель, специализация нашего региона — семенной картофель. Мы входим в тройку ведущих производителей семенного картофеля в России. На наших научно-производственных станциях идет селекционная работа по выращиванию отечественных сортов картофеля. Мы реализуем семенной картофель примерно в 30 регионах России.
Государственная поддержка в 2024 году составила 6,65 млрд рублей, из них 88,6% — это финансирование из областного бюджета.Объем средств областного бюджета вырос в 2024 году на 0,642 млрд рублей. В 2025 году при уточнении областного бюджета Ленинградской области на поддержку сельскохозяйственного производства уже дополнительно выделено 510,8 млн рублей.
— Каковы сейчас мощности кластера многопрофильного сопровождения и реабилитации ветеранов СВО? Сколько человек одновременно в нем могут проходить лечение, реабилитацию, профподготовку? Сколько ветеранов уже прошли? Все ли нашли рабочие места? Где и кем сегодня трудятся? Обращаются ли к Ленобласти из других регионов за опытом работы этого уникального кластера, чтобы создать такие же у себя?
— В кластере созданы условия, позволяющие ветеранам специальной военной операции одновременно с проживанием получать целый комплекс услуг. Это медицинская, социальная и физическая реабилитация, протезирование, психологическая и юридическая помощь, и что особенно важно для встраивания в мирную жизнь — профдиагностика, профориентация и профобучение с последующим содействием в трудоустройстве.
Единым окном или, скажем так, точкой входа у нас определен Фонд "Защитники Отечества". Одно из трех отделений филиала по Ленинградской области как раз расположено в кластере. Причем услуги доступны не только ветеранам, но и их семьям. Как правило, это жены, которые проходят переобучение, в том числе, чтобы в последующем уже в рамках трудовой занятости помогать ребятам, которые сегодня находятся в зоне боевых действий.
Для проживания на территории Кластера предусмотрено 19 квартир в жилом доме-гостинице, адаптированном для ветеранов СВО с инвалидностью, и стажировочное общежитие на 58 мест. "Мультипротез" — это учреждение, созданное в целях оказания протезно-ортопедической помощи, рассчитано на мощность до 800-1000 человек в год. Это может быть как первичное, так и вторичное протезирование.
Отделение медицинской постампутационной реабилитации — реабилитационное отделение ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" — 38 коек. Центр восстановительного лечения ветеранов СВО в поселке Ириновка — медицинское учреждение, рассчитанное на 50 коек, предоставляющее медицинские услуги в рамках долечивания и при необходимости подготовки к протезированию.
Первым объектом кластера, с которого началось развитие всей социальной инфраструктуры в шаговой доступности, стал Мультицентр социальной и трудовой интеграции. В его составе создан Региональный центр профессиональной диагностики и профессиональной реабилитации. С января 2025 года в Мультицентре прошли обучение более 100 участников СВО и членов их семей, из них получили свидетельство о профессиональной переподготовке 88 человек.
На сегодня трудоустроены 23 участника СВО из числа получивших свидетельство о профессиональной переподготовке, из них 6 человек трудоустроены в Мультицентр. Важным направлением работы Мультицентра стала также подготовка к трудоустройству не только ветеранов, в том числе с инвалидностью, но и самих работодателей. И это отдельный вопрос, заслуживающий особого внимания.
Здесь нужно учитывать и медицинские показания (при ампутации конечностей, иных ограничениях). Важно, чтобы за желанием и готовностью работодателя стояла еще и возможность по созданию и оборудованию рабочего места, доступной среды, обеспечить соблюдение всех норм и требований. Помощь специалиста в этом вопросе приобретает особую ценность. Тем более мы как регион поддерживаем работодателей, трудоустраивающих ветеранов с инвалидностью.
При проработке вопросов доступной среды Кластер выступил инициатором проекта "Проверено СВОими", который активно подхватили все региональные комитеты, органы местного самоуправления, социальные учреждения. Это фактически проверка инвалидом боевых действий личным испытанием маршрута к объекту и его доступности. Если объект, автобус, транспортная инфраструктура прошли проверку — получают знак в виде наклейки "Проверено СВОими", если нет, объект по ведомственной подчиненности ставится на особый контроль до проведения мероприятий по обеспечению его доступности.
Следующим шагом мы ставим для себя создание в границах Кластера Бизнес-инкубатора, где ветераны с инвалидностью смогут на специально-оборудованных рабочих местах в качестве индивидуальных предпринимателей или наемных работников производить товары в том числе для поддержки наших ребят на передовой. Еще одним вопросом, которым вплотную сейчас занимаемся, это выстраивание системы наставничества в отношении ветеранов СВО, которым требуется поддержка при трудоустройстве (возможно по механизму трехстороннего договора).
— Обращаются ли к Ленобласти из других регионов за опытом работы этого уникального кластера, чтобы создать такие же у себя?
— Изначально большой интерес у регионов проявлен к деятельности Мультицентра социальной и трудовой интеграции с учетом накопленных компетенций по жизнеустройству лиц с инвалидностью. В том числе в несколько потоков было организовано посещение регионами страны его площадки Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Соглашения о тиражировании модели Мультицентра социальной и трудовой интеграции подписаны с Башкортостаном, Республикой Саха (Якутия), Чеченской Республикой, Северной Осетией-Аланией, также с администрацией города Красноярска и с Мариуполем.
Аналогичная работа ведется по тиражированию успешной практики Ленинградской области в Мурманской области. В развитие договоренностей, достигнутых в апреле 2024 года по итогам визита делегации Ленинградской области в Киргизскую Республику, сейчас на ПМЭФе организовано подписание Меморандума о взаимодействии между Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области, Министерством труда, социального обеспечения и миграции Киргизской Республики и Государственным автономным нетиповым профессиональным образовательным учреждением Ленинградской области "Мультицентр социальной и трудовой интеграции" по вопросам тиражирования региональной инновационной модели.
— В этом году введена новая памятная дата — День окончания Ленинградской битвы. Как планируется отмечать ее? Разработана ли уже программа мероприятий на этот год? Будут ли организованы общие мероприятия с Санкт-Петербургом?
— День окончания Ленинградской битвы, который будет отмечаться 9 августа, связан с завершением одного из самых масштабных и продолжительных сражений Великой Отечественной войны. Это день завершения Выборгско-Петрозаводской операции, ставшей финальным аккордом Ленинградской битвы. В результате этого наступления советские войска окончательно освободили Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области и Карелию, сняв блокаду и разорвав кольцо вражеского окружения.
Пока программа празднования находится в разработке, но уже известно, что 9 августа станет днем памяти и благодарности тем, кто сражался за освобождение Северо-Запада России. Конечно, торжества, посвященные этой дате, пройдут в Выборге — городе, на подступах к которому развернулись решающие бои операции. Проведем церемонию у стелы "Город воинской славы", это будет основное мероприятие с возложением цветов, минутой молчания, выступлениями ветеранов. В дальнейшем эту дату будем отмечать ежегодно, укрепляя связь поколений и сохраняя историческую правду о подвиге защитников Ленинграда.